Инклюзия - залог построения успешного общества будущего

Начиная с марта 2020г., на средства Фонда президентских грантов, ИФКС реализует проект "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" направленный на комплексную реабилитацию, повышение уровня положительной социализации и интеграцию в общество детей-инвалидов посредством иппотерапии, общения с животными, творческих занятий и сопутствующих психологических практик, а также повышение уровня компетенций членов семей (родителей, родственников, опекунов), имеющих в своём составе детей с инвалидностью и педагогов детских образовательных учреждений в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов.

Одной из основных задач проекта, его авторы и исполнители видели в налаживании взаимопонимания между инвалидами и здоровыми людьми, прекрасно понимая, что это трудный и продолжительный по времени процесс. Ведь люди с инвалидностью – это большая прослойка современного общества, которая в настоящее время составляет около 10% населения. Среди них есть много умных и талантливых, способных внести незаменимый вклад в развитие науки и искусства. Наладить взаимопонимание между этими двумя категориями и преодолеть изолированность инвалидов - важнейшая задача, которая стоит перед современным обществом. 

Большое путешествие начинается первого шага. Понимая, что процесс налаживания взаимопонимания займёт много времени и эту проблему не решат несколько социальных проектов, мы решили начинать налаживать взаимопонимание между инвалидами и здоровыми людьми с ДЕТЕЙ, ведь им предстоит жить в одном обществе и эффективно взаимодействовать решая социальные и экономические задачи, а для этого они должны уже сегодня научиться понимать и ценить друг друга, для того, чтобы передать этот опыт своим детям и будущим поколениям. Поэтому в реализации мероприятий нашего проекта "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" задействованы дети – воспитанники конноспортивной секции и ученики казачьих кадетских классов. Помогая детям-инвалидам в занятиях иппотерапией, взаимодействуя во время хозяйственных дел по конюшне и во время проведения массовых мероприятий, ребята учатся лучше понимать возможности и потребности (физические, психологические, эмоциональные, социальные) детей с инвалидностью, а помогает им в этом ДРУЖБА, которая завязывается между детьми в процессе совместной деятельности. 

Спустя 7 месяцев реализации проекта, можно делать первые выводы об эффективности инклюзивного подхода к работе в рамках конноспортивной секции. Наблюдая за детьми, мы поняли, что воспитанники конноспортивной секции охотно взаимодействуют с детьми-инвалидами, помогают им в занятиях и играют после тренировок. Постепенно между ними закладываются дружеские отношения. Уже после первых совместных занятий, здоровые дети перестают акцентировать внимание не физических недостатках или ментальных нарушениях детей-инвалидов, при этом сохраняя понимание "особенного" к ним отношения. Также было замечено, что новые дети, случайно попавшие на конюшню (разовые катания на лошади, посещение мини-зоопарка, участие в игровой программе) легко принимают такую форму взаимоотношений.

Наблюдения велись не только за детьми, но и за взрослыми (члены семей воспитанников конноспортивной секции и воспитывающие детей-инвалидов). Было замечено, что члены семей здоровых воспитанников конноспортивной секции в подавляющем большинстве случаев относятся к детям-инвалидам доброжелательно и охотно взаимодействуют, в то время, как члены семей воспитывающих детей-инвалидов в большинстве случаев проявляют настороженность и скованность преодоление которых требует значительного времени. Некоторые родители детей-инвалидов признаются, что для них является непривычным такое отношение к их детям со стороны здоровых членов общества. Предполагаем, что такие замечания справедливы, поскольку воспитанники конноспортивных секций отличаются толерантностью, развитыми чувствами сопереживания, доброты и любви, сформированными эффективным общением с лошадьми.

В результате наблюдений можно сделать вывод:

С целью налаживании взаимопонимания между инвалидами и здоровыми людьми, следует шире внедрять в конноспортивных секциях создание инклюзивных групп для занятий верховой ездой. 

Следует больше внимания уделять психологической работе с родителями детей-инвалидов, направленной на помощь в переосмыслении взаимодействия со здоровыми членами общества и избавления от комплексов вины и неполноценности.

 

Игра - эффективная форма донесения информации и обучения

Взрослые часто пренебрежительно относятся к детским играм и забавам, считая их простым развлечением. И напрасно.

На самом деле, игра - это самая древняя форма обучения. В процессе игры ребёнок познаёт новое, моделирует непривычные модели поведения в нестандартных ситуациях и конечно развлекается. В результате, процесс усвоения и запоминания информации проходит гораздо эффективнее, чем в процессе обычного урока. Именно этими свойствами игры мы решили воспользоваться при работе с детьми-инвалидами в рамках проекта "На лошадке в здоровую жизнь", реализуемого на средства фонда президентских грантов.

В игровой форме ребята участники проекта познакомились с очень важными вещами касающимися техники безопасности при общении с животными, основными правилами ухода и содержания. Узнали много интересных фактов о жизни животных.

Реализация 1 этапа проекта "На лошадке в здоровую жизнь" показала высокую эффективность данного метода при работе с детьми имеющими ментальные нарушения. Запоминание материала полученного в ходе одного игрового занятия, в среднем, составило 75%

Публичные массовые мероприятия с участием инвалидов - эффективный способ сокращения дистанции непонимания между инвалидами и здоровыми людьми

Начиная с марта 2020г., на средства Фонда президентских грантов, ИФКС реализует проект "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" направленный на комплексную реабилитацию, повышение уровня положительной социализации и интеграцию в общество детей-инвалидов. Одним из важных инструментов реализации проекта являются публичные мероприятия с участием детей-инвалидов.

 

Проблеме интеграции инвалидов в общество уделяется особое внимание. Это обусловлено тем, что изолированность семей имеющих в своём составе детей-инвалидов привело к тому, что люди перестали понимать людей с инвалидностью, видеть в них равноправных и равноценных членов общества. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.

Поэтому, готовясь к реализации проекта, одной из важнейших задач организаторы видели в налаживании коммуникаций между здоровыми людьми и инвалидами. Ведь люди с инвалидностью – это часть большого, многогранного и гармоничного мира. Среди них есть много умных и талантливых, способных внести незаменимый вклад в развитие науки и искусства. А это значит, что окружающие должны научиться видеть в первую очередь яркие и интересные качества инвалидов, не обращая внимания на физические недостатки или серьёзные проблемы со здоровьем. Достичь этого можно, демонстрируя здоровым людям «сильные стороны» людей с инвалидностью через проведение публичных мероприятий.

С этой целью, в течении периода март 2020 - сентябрь 2020г., было проведено 2 публичных массовых мероприятия:

- "Все краски лета" (июль 2020) в ходе которого дети-инвалиды продемонстрировали полученные навыки управления лошадью и выполнение основных элементов иппотерапии.

- "День открытых дверей" (август 2020) в ходе которого дети-инвалиды выступили в формате показательных костюмированных выступлений под музыку, совместно со здоровыми детьми, регулярно занимающимися в конноспортивной секции на базе ИФКС. Также в рамках мероприятия были организованы интерактивные площадки для гостей и участников проекта "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ", выставка творческих работ детей-инвалидов.

Данные мероприятия вызвали большой интерес у зрителей. Показательные выступления посмотрели более 450 человек. Все они искренне желали удачи всем участникам мероприятий, восхищались тем, как замечательно они держатся в седле и выполняют специальные упражнения. Гости с интересом разглядывали выставку рисунков детей-инвалидов на тему "Я и лошадь", заряжаясь позитивным настроем, который излучают эти работы.

Неизменно спокойными и уверенными в себе оставались сами дети-инвалиды! Чувствуя поддержку инструктора по иппотерапии и его помощников, ребята смело выполняли манежные фигуры и упражнения, которые даже здоровым людям удаются не с первого раза.

 

 

Собаки - четвероногие друзья и доктора

С самого первого дня, когда состоялось знакомство участников проекта "На лошадке в здоровую жизнь" со специалистами, русская псовая борзая Шельма и карликовый пудель Вагнер стали незаменимыми помощниками культорганизатора.

Эти добрые озорники стали всеобщими любимцами детей-инвалидов и их родителей. Они не только веселят ребятню, но и провоцируют на активное развитие и освоение прикладных навыков, делятся позитивным настроением и нескончаемым зарядом бодрости.

Терапия солнцем и творчеством

Вот и наступило долгожданное лето, принеся с собой тепло, солнце и радостную кутерьму. Его наступление совпало с послаблением ограничений в рамках карантинных мероприятий в связи с пандемией коронавируса. Это позволило Ишимской городской общественной организации "Федерация конного спорта" активно приступить к реализации проекта "На лошадке в здоровую жизнь" реализуемого на средства Фонда президентских грантов.

Одной из основных задач проекта является социализация и творческая самореализация детей-инвалидов. С этой целью разработан план творческих занятий, которые помогут детям, имеющим серьёзные проблемы со здоровьем, наиболее ярко и полно осознать и выразить свои переживания, создать «новый образ себя» и по-новому оценить свою роль в обществе, настроиться на здоровье и активную жизнь.

Пользуясь прекрасной тёплой и солнечной погодой, которая в Сибири радует не более 4-х месяцев в году, члены команды проекта и родители, принимающие участие в проекте, решили проводить занятия прикладными творческими практиками на свежем воздухе.

Расположившись на одной из лужаек на территории ИФКС, наблюдая за занятиями воспитанников конноспортивной секции, участники проекта узнают много полезного и интересного, играют и осваивают прикладные творческие навыки. Такая обстановка, способствующая отдыху и расслаблению, делает занятия более плодотворными и интересными.