Иппотерапия - эффективный метод помощи детям с проблемами речи

Начиная с марта 2020г., на средства Фонда президентских грантов, ИФКС реализует проект "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" направленный на комплексную реабилитацию, повышение уровня положительной социализации и интеграцию в общество детей-инвалидов посредством иппотерапии, общения с животными, творческих занятий и сопутствующих психологических практик, а также повышение уровня компетенций членов семей (родителей, родственников, опекунов), имеющих в своём составе детей с инвалидностью и педагогов детских образовательных учреждений в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов.

Всего в проекте приняло участие 160 детей-инвалидов, в том числе 25 детей, имеющих проблемы речи на фоне таких заболеваний как алалия и дизартрия. 

30 сентября 2020г., завершился первый этап деятельности по проекту. Все дети прошли по 1-2 месячных курса реабилитации и социализации, где одним из основных методов выступала иппотерапия. В рамках одного месячного курса, каждый ребёнок посетил 10 индивидуальных занятий на лошади. Программа занятий иппотерапией составлялась для каждого ребёнка индивидуально, с учётом заболевания.

Параллельно с иппотерапией проходили занятия с логопедом. Главный акцент в этой работе делался на повышение уровня компетентности родителей в вопросах помощи ребёнку в постановке речи в домашних условиях. Проведя тестирование ребёнка, учитель логопед дал комплекс заданий для родителей для ежедневного выполнения в домашних условиях. К сожалению, по признаниям родителей, домашние задания выполнялись редко, по причине занятости.

Всем родителям было рекомендовано выполнять новые прикладные и интеллектуальные занятия с ребёнком в тот же день через 4-6 часов после занятий иппотерапией и на следующий день (утром). Так же была рекомендация - предоставить ребёнку свободу выбора занятий и круга общения.

По истечении 7 месяцев реализации проекта, можно сделать промежуточные выводы о пользе иппотерапии (при условии комплексного подхода к постановке речи) при работе с детьми имеющими проблемы речи основанные на диагнозах: алалия и дизартрия. 

С уверенностью можно утверждать, что у всех 25-ти детей наблюдается положительная динамика в направлении речи — появились новые слоги, слова, улучшились произношения отдельных букв, звуков. Многие слова, появившиеся в словарном запасе детей, связаны с лошадьми и конюшней. У некоторых детей новые слова появились уже после второго занятия. Один ребёнок с диагнозом сенсомоторная алалия, к концу первого курса занятий стал разборчиво говорить предложения из 4-х слов (до начала занятий неразборчиво произносил только отдельные простые слова).  Один ребёнок с диагнозом сенсомоторная алалия и умственное отставание после четвёртого занятия иппотерапией придя домой, по собственной инициативе, выучил английский алфавит в музыкальной форме. Все дети стали более усидчивыми при произнесении слов.

Из выше перечисленного можно сделать вывод:  иппотерапия положительно влияет на развитие речи у детей с диагнозами сенсомоторная алалия и дизартрия даже при отсутствии квалифицированной помощи со стороны логопеда и дефектолога.