Иппотерапия - эффективный метод помощи детям с проблемами речи

Начиная с марта 2020г., на средства Фонда президентских грантов, ИФКС реализует проект "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" направленный на комплексную реабилитацию, повышение уровня положительной социализации и интеграцию в общество детей-инвалидов посредством иппотерапии, общения с животными, творческих занятий и сопутствующих психологических практик, а также повышение уровня компетенций членов семей (родителей, родственников, опекунов), имеющих в своём составе детей с инвалидностью и педагогов детских образовательных учреждений в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов.

Всего в проекте приняло участие 160 детей-инвалидов, в том числе 25 детей, имеющих проблемы речи на фоне таких заболеваний как алалия и дизартрия. 

30 сентября 2020г., завершился первый этап деятельности по проекту. Все дети прошли по 1-2 месячных курса реабилитации и социализации, где одним из основных методов выступала иппотерапия. В рамках одного месячного курса, каждый ребёнок посетил 10 индивидуальных занятий на лошади. Программа занятий иппотерапией составлялась для каждого ребёнка индивидуально, с учётом заболевания.

Параллельно с иппотерапией проходили занятия с логопедом. Главный акцент в этой работе делался на повышение уровня компетентности родителей в вопросах помощи ребёнку в постановке речи в домашних условиях. Проведя тестирование ребёнка, учитель логопед дал комплекс заданий для родителей для ежедневного выполнения в домашних условиях. К сожалению, по признаниям родителей, домашние задания выполнялись редко, по причине занятости.

Всем родителям было рекомендовано выполнять новые прикладные и интеллектуальные занятия с ребёнком в тот же день через 4-6 часов после занятий иппотерапией и на следующий день (утром). Так же была рекомендация - предоставить ребёнку свободу выбора занятий и круга общения.

По истечении 7 месяцев реализации проекта, можно сделать промежуточные выводы о пользе иппотерапии (при условии комплексного подхода к постановке речи) при работе с детьми имеющими проблемы речи основанные на диагнозах: алалия и дизартрия. 

С уверенностью можно утверждать, что у всех 25-ти детей наблюдается положительная динамика в направлении речи — появились новые слоги, слова, улучшились произношения отдельных букв, звуков. Многие слова, появившиеся в словарном запасе детей, связаны с лошадьми и конюшней. У некоторых детей новые слова появились уже после второго занятия. Один ребёнок с диагнозом сенсомоторная алалия, к концу первого курса занятий стал разборчиво говорить предложения из 4-х слов (до начала занятий неразборчиво произносил только отдельные простые слова).  Один ребёнок с диагнозом сенсомоторная алалия и умственное отставание после четвёртого занятия иппотерапией придя домой, по собственной инициативе, выучил английский алфавит в музыкальной форме. Все дети стали более усидчивыми при произнесении слов.

Из выше перечисленного можно сделать вывод:  иппотерапия положительно влияет на развитие речи у детей с диагнозами сенсомоторная алалия и дизартрия даже при отсутствии квалифицированной помощи со стороны логопеда и дефектолога. 

Пушистые лекари

О лечебном воздействии животных на организм человека известно с древних времён. Сегодня это получило название анималотерапия - метод психологической помощи, в основе которого лежит общение с животными. 

Невозможно отследить, когда именно возникла анималотерапия. Известно, что этот метод использовался ещё в 5 веке до н.э., в качестве анималотерапии тогда использовались животные – собаки в Греции, кошки в Египте, певчие птицы в Индии и т.д. Но только во второй половине 20-го века анималотерапия получила глубокое научное обоснование и была признана медицинским сообществом как самостоятельный метод лечения.

Принято рассматривать эффективность данной методики с точки зрения ряда функций:

- Психофизиологическая функция заключается в снятии стресса, а также нормализации работы нервной системы и психики в целом;

- Психотерапевтическая функция проявляется в том, что контактируя с животными, человек получает навыки, которые способствуют и гармонизации межличностных отношений с другими людьми, повышают уровень социализации и самооценки;

- Реабилитационная функция — общение с животными способствует психической, а также социальной реабилитации;

Другие функции: самореализации, общения и т.п., в том числе освоение элементарных навыков труда и самообслуживания. 

В рамках проекта "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ", реализуемого на средства Фонда президентских грантов, было решено использовать направленную анималотерапию и игровые познавательные программы с участием животных с целью психической и социальной реабилитации, а также нормализации работы нервной системы и психики в целом. 

В течении 1 этапа реализации проекта, в работе были задействованы собаки сотрудников ИФКС и животные мини-зоопарка, действующего на базе ИФКС.

Результаты оправдали ожидания при работе со всеми 160-ю детьми-инвалидами, принявшими участие в проекте. После занятий анималотерапией, все родители отмечали у детей улучшение настроения и повышение интереса к животным (фильмы, мультфильмы, книги, картинки) что влекло за собой увеличение интереса к познанию окружающего мира. 

Опыт реализации 1 этапа проекта, показал высокую эффективность данного метода при работе с детьми имеющими отставание в умственном развитии, как способа повышения мотивации детей данной категории в расширению познаний об окружающем мире. При профессиональном подходе к обучению, это можно использовать для повышения уровня усвоения учебного материала.  

Отапливаемый манеж готовится принять Ишимцев для круглогодичных занятий иппотерапией

Начиная с марта 2020г., на средства Фонда президентских грантов, ИФКС реализует проект "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" направленный на комплексную реабилитацию, повышение уровня положительной социализации и интеграцию в общество детей-инвалидов посредством иппотерапии, общения с животными, творческих занятий и сопутствующих психологических практик, а также повышение уровня компетенций членов семей (родителей, родственников, опекунов), имеющих в своём составе детей с инвалидностью и педагогов детских образовательных учреждений в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов.

Сумма грантовой поддержки составила 6 710 950,00 рублей, из которых 5 700 000,00 рублей выделены на строительство отапливаемого конного манежа.

Строительство данного манежа (в объёме запланированном в рамках проекта) бескаркасного ангара утеплённого пенофолом, имеющего внешние размеры 21м. х 40м., завершилось с июле 2020г. Для вполнения данных работ были приглашены подрядчики из городов Тюмень и Омск, имеющие большой опыт возведения подобных конствукций.

Здание возведено на новой территории ИФКС по адресу г. Ишим, ул. Смычка, 64, и примыкает к новому зданию конюшни, рассчитанной на 20 лошадей. Сейчас завершается электрофикация и косметическая подготовка зданий к началу работы. 

Первые тренировки в манеже, построенном на средства Фонда президентских грантов, начнутся в ноябре 2020г., с наступлением календарного периода занятий с помещении и переводом лошадей на новую территорию.

Драматизация, как вспомогательный инструмент иппотерапии при работе с детьми имеющими ментальные нарушения

Начиная с марта 2020г., на средства Фонда президентских грантов, ИФКС реализует проект "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" направленный на комплексную реабилитацию, повышение уровня положительной социализации и интеграцию в общество детей-инвалидов посредством иппотерапии, общения с животными, творческих занятий и сопутствующих психологических практик, а также повышение уровня компетенций членов семей (родителей, родственников, опекунов), имеющих в своём составе детей с инвалидностью и педагогов детских образовательных учреждений в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов.

Всего в проекте приняло участие 160 детей-инвалидов, в том числе 87 детей, имеющих ментальные нарушения и проблемы речи на фоне таких заболеваний как алалия и дизартрия. У всех 87 детей отмечался дефицит концентрации внимания.

30 сентября 2020г., завершился первый этап деятельности по проекту. Все дети прошли по 1-2 месячных курса реабилитации и социализации, где одним из основных методов выступала иппотерапия. В рамках одного месячного курса, каждый ребёнок посетил 10 индивидуальных занятий на лошади. Программа занятий иппотерапией составлялась для каждого ребёнка индивидуально, с учётом заболевания.

Вторым инструментом реабилитации и социализации, являлась арт-терапия, включая занятия драматизацией. Каждый месячный курс включал 8 занятий театральным искусством и заканчивался постановкой мини-спектакля в котором дети-инвалиды выступали совместно со взрослыми актёрами Ишимского народного театра "Зеркало". Занятия включали упражнения направленные на: расслабление, избавление от волнения, чёткость произношения и вхождение в образ. Репетиции проходили в индивидуальном порядке и в малых группах по 5 детей под руководством главного режиссёра Ишимского народного театра "Зеркало" Данила Султанова.

Данные занятия позитивно отразились на развитии речи и способности к концентрации внимания на выполняемом задании у всех 87 детей, имеющих ментальные нарушения и проблемы речи на фоне таких заболеваний как алалия и дизартрия, принявших участие в проекте. Ребята научились справляться с волнением перед выступлением, стали лучше идти на контакт и эффективное взаимодействие с посторонними людьми, научились более чётко выговаривать звуки, фразы стали более понятными для стороннего восприятия, научились осознанно передавать эмоции соответствующие тексту, у ребят повысился уровень интереса к новым занятиям.

Мы считаем, что на данные изменения положительно повлияли занятия драматизацией в сочетании с иппотерапией. Наши утверждения строятся на информированности о воздействии на человека данных методов реабилитации и социализации. Иппотерапия - воздействует на физическое тело и улучшение мозгового кровообращения (что способствует улучшению концентрации внимания и повышению осознанности своих чувств и переживаний), обладает общим успокаивающим и гармонизирующим воздействием на организм. Театральные занятия - помогают справиться с волнением в настоящий момент и настроиться на эффективное взаимодействие, упражнения по постановке сценической речи помогают сконцентрироваться на настоящем моменте и правильном произношении слов. Оба метода обладают эффектом эмоционального вовлечения участника в занятия.

Таким образом, анализируя результаты 7 месяцев работы в рамках проекта "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" можно уверенно сказать, что занятия драматизацией позитивно отразились на развитии речи, а так же способности концентрации внимания и эффективного взаимодействия, а следовательно, более эффективного обучения детей с ментальными нарушениями.

 

Инклюзия - залог построения успешного общества будущего

Начиная с марта 2020г., на средства Фонда президентских грантов, ИФКС реализует проект "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" направленный на комплексную реабилитацию, повышение уровня положительной социализации и интеграцию в общество детей-инвалидов посредством иппотерапии, общения с животными, творческих занятий и сопутствующих психологических практик, а также повышение уровня компетенций членов семей (родителей, родственников, опекунов), имеющих в своём составе детей с инвалидностью и педагогов детских образовательных учреждений в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов.

Одной из основных задач проекта, его авторы и исполнители видели в налаживании взаимопонимания между инвалидами и здоровыми людьми, прекрасно понимая, что это трудный и продолжительный по времени процесс. Ведь люди с инвалидностью – это большая прослойка современного общества, которая в настоящее время составляет около 10% населения. Среди них есть много умных и талантливых, способных внести незаменимый вклад в развитие науки и искусства. Наладить взаимопонимание между этими двумя категориями и преодолеть изолированность инвалидов - важнейшая задача, которая стоит перед современным обществом. 

Большое путешествие начинается первого шага. Понимая, что процесс налаживания взаимопонимания займёт много времени и эту проблему не решат несколько социальных проектов, мы решили начинать налаживать взаимопонимание между инвалидами и здоровыми людьми с ДЕТЕЙ, ведь им предстоит жить в одном обществе и эффективно взаимодействовать решая социальные и экономические задачи, а для этого они должны уже сегодня научиться понимать и ценить друг друга, для того, чтобы передать этот опыт своим детям и будущим поколениям. Поэтому в реализации мероприятий нашего проекта "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" задействованы дети – воспитанники конноспортивной секции и ученики казачьих кадетских классов. Помогая детям-инвалидам в занятиях иппотерапией, взаимодействуя во время хозяйственных дел по конюшне и во время проведения массовых мероприятий, ребята учатся лучше понимать возможности и потребности (физические, психологические, эмоциональные, социальные) детей с инвалидностью, а помогает им в этом ДРУЖБА, которая завязывается между детьми в процессе совместной деятельности. 

Спустя 7 месяцев реализации проекта, можно делать первые выводы об эффективности инклюзивного подхода к работе в рамках конноспортивной секции. Наблюдая за детьми, мы поняли, что воспитанники конноспортивной секции охотно взаимодействуют с детьми-инвалидами, помогают им в занятиях и играют после тренировок. Постепенно между ними закладываются дружеские отношения. Уже после первых совместных занятий, здоровые дети перестают акцентировать внимание не физических недостатках или ментальных нарушениях детей-инвалидов, при этом сохраняя понимание "особенного" к ним отношения. Также было замечено, что новые дети, случайно попавшие на конюшню (разовые катания на лошади, посещение мини-зоопарка, участие в игровой программе) легко принимают такую форму взаимоотношений.

Наблюдения велись не только за детьми, но и за взрослыми (члены семей воспитанников конноспортивной секции и воспитывающие детей-инвалидов). Было замечено, что члены семей здоровых воспитанников конноспортивной секции в подавляющем большинстве случаев относятся к детям-инвалидам доброжелательно и охотно взаимодействуют, в то время, как члены семей воспитывающих детей-инвалидов в большинстве случаев проявляют настороженность и скованность преодоление которых требует значительного времени. Некоторые родители детей-инвалидов признаются, что для них является непривычным такое отношение к их детям со стороны здоровых членов общества. Предполагаем, что такие замечания справедливы, поскольку воспитанники конноспортивных секций отличаются толерантностью, развитыми чувствами сопереживания, доброты и любви, сформированными эффективным общением с лошадьми.

В результате наблюдений можно сделать вывод:

С целью налаживании взаимопонимания между инвалидами и здоровыми людьми, следует шире внедрять в конноспортивных секциях создание инклюзивных групп для занятий верховой ездой. 

Следует больше внимания уделять психологической работе с родителями детей-инвалидов, направленной на помощь в переосмыслении взаимодействия со здоровыми членами общества и избавления от комплексов вины и неполноценности.