Инклюзия - залог построения успешного общества будущего

Начиная с марта 2020г., на средства Фонда президентских грантов, ИФКС реализует проект "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" направленный на комплексную реабилитацию, повышение уровня положительной социализации и интеграцию в общество детей-инвалидов посредством иппотерапии, общения с животными, творческих занятий и сопутствующих психологических практик, а также повышение уровня компетенций членов семей (родителей, родственников, опекунов), имеющих в своём составе детей с инвалидностью и педагогов детских образовательных учреждений в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов.

Одной из основных задач проекта, его авторы и исполнители видели в налаживании взаимопонимания между инвалидами и здоровыми людьми, прекрасно понимая, что это трудный и продолжительный по времени процесс. Ведь люди с инвалидностью – это большая прослойка современного общества, которая в настоящее время составляет около 10% населения. Среди них есть много умных и талантливых, способных внести незаменимый вклад в развитие науки и искусства. Наладить взаимопонимание между этими двумя категориями и преодолеть изолированность инвалидов - важнейшая задача, которая стоит перед современным обществом. 

Большое путешествие начинается первого шага. Понимая, что процесс налаживания взаимопонимания займёт много времени и эту проблему не решат несколько социальных проектов, мы решили начинать налаживать взаимопонимание между инвалидами и здоровыми людьми с ДЕТЕЙ, ведь им предстоит жить в одном обществе и эффективно взаимодействовать решая социальные и экономические задачи, а для этого они должны уже сегодня научиться понимать и ценить друг друга, для того, чтобы передать этот опыт своим детям и будущим поколениям. Поэтому в реализации мероприятий нашего проекта "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ" задействованы дети – воспитанники конноспортивной секции и ученики казачьих кадетских классов. Помогая детям-инвалидам в занятиях иппотерапией, взаимодействуя во время хозяйственных дел по конюшне и во время проведения массовых мероприятий, ребята учатся лучше понимать возможности и потребности (физические, психологические, эмоциональные, социальные) детей с инвалидностью, а помогает им в этом ДРУЖБА, которая завязывается между детьми в процессе совместной деятельности. 

Спустя 7 месяцев реализации проекта, можно делать первые выводы об эффективности инклюзивного подхода к работе в рамках конноспортивной секции. Наблюдая за детьми, мы поняли, что воспитанники конноспортивной секции охотно взаимодействуют с детьми-инвалидами, помогают им в занятиях и играют после тренировок. Постепенно между ними закладываются дружеские отношения. Уже после первых совместных занятий, здоровые дети перестают акцентировать внимание не физических недостатках или ментальных нарушениях детей-инвалидов, при этом сохраняя понимание "особенного" к ним отношения. Также было замечено, что новые дети, случайно попавшие на конюшню (разовые катания на лошади, посещение мини-зоопарка, участие в игровой программе) легко принимают такую форму взаимоотношений.

Наблюдения велись не только за детьми, но и за взрослыми (члены семей воспитанников конноспортивной секции и воспитывающие детей-инвалидов). Было замечено, что члены семей здоровых воспитанников конноспортивной секции в подавляющем большинстве случаев относятся к детям-инвалидам доброжелательно и охотно взаимодействуют, в то время, как члены семей воспитывающих детей-инвалидов в большинстве случаев проявляют настороженность и скованность преодоление которых требует значительного времени. Некоторые родители детей-инвалидов признаются, что для них является непривычным такое отношение к их детям со стороны здоровых членов общества. Предполагаем, что такие замечания справедливы, поскольку воспитанники конноспортивных секций отличаются толерантностью, развитыми чувствами сопереживания, доброты и любви, сформированными эффективным общением с лошадьми.

В результате наблюдений можно сделать вывод:

С целью налаживании взаимопонимания между инвалидами и здоровыми людьми, следует шире внедрять в конноспортивных секциях создание инклюзивных групп для занятий верховой ездой. 

Следует больше внимания уделять психологической работе с родителями детей-инвалидов, направленной на помощь в переосмыслении взаимодействия со здоровыми членами общества и избавления от комплексов вины и неполноценности.