Пушистые лекари

О лечебном воздействии животных на организм человека известно с древних времён. Сегодня это получило название анималотерапия - метод психологической помощи, в основе которого лежит общение с животными. 

Невозможно отследить, когда именно возникла анималотерапия. Известно, что этот метод использовался ещё в 5 веке до н.э., в качестве анималотерапии тогда использовались животные – собаки в Греции, кошки в Египте, певчие птицы в Индии и т.д. Но только во второй половине 20-го века анималотерапия получила глубокое научное обоснование и была признана медицинским сообществом как самостоятельный метод лечения.

Принято рассматривать эффективность данной методики с точки зрения ряда функций:

- Психофизиологическая функция заключается в снятии стресса, а также нормализации работы нервной системы и психики в целом;

- Психотерапевтическая функция проявляется в том, что контактируя с животными, человек получает навыки, которые способствуют и гармонизации межличностных отношений с другими людьми, повышают уровень социализации и самооценки;

- Реабилитационная функция — общение с животными способствует психической, а также социальной реабилитации;

Другие функции: самореализации, общения и т.п., в том числе освоение элементарных навыков труда и самообслуживания. 

В рамках проекта "НА ЛОШАДКЕ В ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ", реализуемого на средства Фонда президентских грантов, было решено использовать направленную анималотерапию и игровые познавательные программы с участием животных с целью психической и социальной реабилитации, а также нормализации работы нервной системы и психики в целом. 

В течении 1 этапа реализации проекта, в работе были задействованы собаки сотрудников ИФКС и животные мини-зоопарка, действующего на базе ИФКС.

Результаты оправдали ожидания при работе со всеми 160-ю детьми-инвалидами, принявшими участие в проекте. После занятий анималотерапией, все родители отмечали у детей улучшение настроения и повышение интереса к животным (фильмы, мультфильмы, книги, картинки) что влекло за собой увеличение интереса к познанию окружающего мира. 

Опыт реализации 1 этапа проекта, показал высокую эффективность данного метода при работе с детьми имеющими отставание в умственном развитии, как способа повышения мотивации детей данной категории в расширению познаний об окружающем мире. При профессиональном подходе к обучению, это можно использовать для повышения уровня усвоения учебного материала.